Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования
Павел Лобанов
Коммерческий директор
E-mail: lobanov.pavel@nostgroup.ru
Тел.: доб. 502

Маркетинговые исследования: анализ конкурентов

Изучение рынка с целью определения доли влияния конкурирующих фирм и анализ их деятельности в комплексе — востребованный вид маркетинговых исследований. Использование такой методики позволяет принимать управленческие решения, основанные на фактах и точных прогнозах.

Исследование тех или иных игроков обычно подразумевает изучение рыночной ниши в целом, сравнение цен, бенчмаркинговые мероприятия. В процессе осуществления такой деятельности выносится оценка конкретной отрасли, состоянию конкурентной среды, популярности данной товарной категории у потребителей, рассматриваются имеющиеся тенденции и делаются прогнозы на ближайшее время.

Бенчмаркинг — это анализ действий конкурирующих фирм, работающих в той же сфере, с целью определения степени влияния на развитие бизнеса тех или иных решений, принятых руководством. Суть такого анализа состоит в том, чтобы оценить эффективность мер по развитию компании конкурента, и применять в собственном бизнесе только работающие алгоритмы и методики.

Стандартный ценовой мониторинг — это исследование рынка, сводящееся к сравнению стоимости на схожие товары и услуги. Цель такого мероприятия — определение оптимальной ценовой модели для нового товара. Изучение конкурентов в подобном разрезе помогает определить, насколько прибыльным может быть данный вид бизнеса при тех или иных условиях производства, а также выяснить, как может повлиять колебание цены на популярность товара и его продажи.

От чего зависит стоимость исследования конкурентной среды?

Как и любое маркетинговое исследование, такой анализ всегда проводится по индивидуальному плану. Характер, длительность, порядок, а значит и конечная сумма, необходимая для оплаты работы специалистов, зависит от многих факторов. Среди основных:

  1. Величина самой отрасли.
  2. Количество товарных категорий, по которым предстоит сравнивать цены и результаты конкурентов.
  3. Цели, поставленные заказчиком перед исследователями.

Для того чтобы в постоянном режиме следить за динамикой развития рынка и собственным местом в этом процессе, необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования деятельности конкурентов. Именно этот вид анализа дает возможность изучать ошибки и успехи фирм, работающих в интересующей отрасли, чтобы затем брать на вооружение только успешные стратегии, методы и подходы. По сути, исследование деятельности конкурентов — это возможность учиться на чужих ошибках, по максимуму избегая собственных.

Анализ деятельности конкурентов предусматривает выполнение следующих задач:

  1. Определение круга конкурентов. Специалисты производят выборку, чтобы составить список компаний, работающих в интересующем рыночном сегменте.
  2. Изучение сайтов компаний, попавших в список. Используя методики SEO-анализа, специалисты определяют количество посещений сайта, способы продвижения, частоту обновления информации, основные ключевые запросы.
  3. Геомаркетинговая оценка. Позволяет визуально изучить как внешние, так и внутренние показатели компании.
  4. Изучение ассортимента. Оценка продукции по количеству, качеству, популярности.
  5. Изучение качества обслуживания клиентов. Тестирование сервиса, компетенции сотрудников, стандартов обслуживания.
  6. Оценка рекламных кампаний. Рассматриваются характер и задачи акций, количество и специфика использованных методов продвижения, выявляется эффективность кампании в целом.
  7. Изучение программ лояльности. Работа с системами бонусов, скидок, акций для постоянных клиентов и т. д.

Этот список — приблизительный, и может меняться и дополняться в зависимости от специфики конкретной отрасли и поставленных перед исследователями задач.