Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования
Павел Лобанов
Коммерческий директор
E-mail: lobanov.pavel@nostgroup.ru
Тел.: доб. 502

Бизнес-планирование от NOST Group

Под этим термином принято понимать комплекс мер, направленных на исследование состояния работы бизнеса и прогнозирование его перспектив. Основная суть бизнес-планирования – это формулировка задач и целей, стоящих перед бизнесом, поиск перспектив его развития, новых направлений работы, оценка потенциальной прибыльности и имеющихся рисков.

Основной документ, составляемый в процессе бизнес-планирования, – бизнес-план. В нем должны быть прописаны основные этапы развития предприятия, его позиции на рынке, объем требуемых инвестиций, срок реализации или выхода на намеченные показатели рентабельности, риски и доходы, финансовые выкладки, производственный план и т. д.

Среди основных целей, которые может ставить перед собой предприятие или бизнесмен, стоит выделить:

  1. Составление бизнес-плана для внутреннего использования («для себя»). В данном случае главная цель такой работы – контроль существующего бизнеса, поиск слабых мест и точек роста, определение перспектив и исключение рисков.
  2. Составление бизнес-плана для получения кредита или займа. Все чаще банковские организации требуют от соискателей кредитов на коммерческие цели внушительное документальное обоснование кредитования. И если несколько лет назад в этом качестве можно было смело рассматривать технико-экономическое обоснование проекта, то сейчас все больше кредиторов требуют прилагать к заявкам полноценный бизнес-план.
  3. Составление бизнес-плана для привлечения инвестиций. Фонды, компании, частные владельцы капиталов могут и хотят спонсировать новые коммерческие проекты или вкладывать деньги в развитие уже существующих. Но чтобы привлечь инвестора и убедить его в выгодности вложения капитала, необходим качественный бизнес-план. Некоторые эксперты высказываются о том, что в скором времени именно этот документ станет основным основанием для эмиссии ценных бумаг, но пока эта практика не развита.
  4. Составление бизнес-плана для налаживания партнерских связей с иностранными компаниями. Учитывая активную тенденцию вывода иностранного капитала из экономики нашей страны, те инвесторы, которые готовы работать с российскими партнерами, стремятся к максимальной осторожности. А это значит, что качественный бизнес-план, содержащий необходимые расчеты и убедительные доводы, может стать решающим аргументом в пользу заключения сделки.
  5. Составление бизнес-плана перед заключением крупной сделки. Если в договоре, который готовится к подписанию, предусмотрены крупные финансовые затраты или серьезные преобразования в порядке работы предприятия, такие новшества стоит оформить и тщательно проанализировать в соответствующем документе.
  6. Составление бизнес-плана для привлечения квалифицированных и редких специалистов или топ-менеджеров. Если в команду необходимо привлечь конкретного специалиста с высокой планкой требований к потенциальному работодателю, наличие актуального и качественного бизнес-плана может стать решающим фактором.
  7. Составление бизнес-плана для слияния компаний. Когда предстоит из двух бизнесов сделать один, необходимость вдумчивого бизнес-планирования выходит на первый план. Это помогает увидеть, насколько продуманным и верным является подобное решение, а также проработать риски.
  8. Составления бизнес-плана для реорганизации и оптимизации существующего предприятия. При смене направления развития или концепции бизнеса необходимо тщательное планирование, проработка рисков, постановка целей. Этот документ помогает решить весь объем поставленных задач.

Бизнес-планирование: задачи

Этот процесс имеет целый комплекс задач, к наиболее важным из которых стоит отнести:

- Определение целевого рынка компании и ее места на этом рынке, целеполагание.

- Формулировка краткосрочных и долгосрочных целей, определение тактики и стратегии их достижения.

- Определение сотрудников, ответственных за реализацию целей, стоящих перед предприятием.

- Формулировка списка основных плановых показателей производимой продукции или оказываемой услуги.

- Оценка необходимых издержек.

- Определение, насколько кадровый потенциал компании соответствует поставленным целям.

- Формирование маркетинговой политики фирмы.

- Оценка финансового положения компании и объема недостающих материальных ресурсов.

Бизнес-планирование: основные этапы

Сложный процесс планирования и составления соответствующего документа по итогам этой работы можно поделить на основные этапы:

  1. Подготовка. На этом этапе проводится сбор общей и финансовой информации, изучается структура документа и требования к его оформлению.
  2. Формулировка целей. Для успешного бизнес-планирования крайне важно с самого начала понимать, какие внутренние и внешние цели стоят перед компанией, а также – какие именно проблемы призван решить итоговый документ. Кроме того, при формулировке целей необходимо учитывать, что бизнес-план должен быть убедителен в глазах инвесторов и потребителей конечного продукта.
  3. Составление списка инвесторов. В него могут войти разного рода финансовые институты, кредитные организации, международные инвесторы, покупатели акций и потенциальные партнеры предприятия и т. д.
  4. Определение структуры будущего документа. Бизнес-план может быть кратким или подробным, но в нем обязательно должны быть основные разделы (введение, описание компании и продукта, анализ рынка и рисков, анализ конкурентной среды, маркетинговый, финансовый, производственный план, расчеты).
  5. Сбор полной информации. От того, насколько тщательно и ответственно составитель подойдет к поиску и оценке данных для каждого из разделов документа, во многом зависит качество бизнес-плана в целом.
  6. Непосредственное написание документа. Обратить внимание нужно на точность расчетов и проверку всех данных.
  7. Экспертиза бизнес-плана и его передача заказчику или инвестору.

Бизнес-планирование: анализ эффективности

После того, как документ составлен, необходимо провести тщательный анализ его эффективности. Этой частью работы нельзя пренебрегать, если от бизнес-планирования клиент ждет заметных результатов. Оценка также проводится поэтапно:

- Предварительная экспертиза. Проверка показателей состояния отрасли и рынка, оценка положения, которая в данной отрасли занимает компания (доминантное, сильное, нестабильное, благоприятное, слабое, нежизнеспособное). Определение вида экономики отрасли – зародышевая, развивающаяся, зрелая, состарившаяся. Дальше происходит определение степени успешности проекта при помощи специальных программных решений.

- Маркетинговая оценка. В этой части работы необходимо определить, насколько бизнес-план соответствует существующей государственной политике, сможет ли предприятие выйти на требуемый уровень доходности, будет ли продукт или услуга компании продаваться.

- Анализ технической эффективности документа. Эта часть работы необходима для оценки корректности выводов о запланированном использовании технологий, о доступности необходимых расходных материалов в регионе реализации проекта, об актуальности плановой ценовой политики компании.

- Финансовый анализ проекта. В этой части работы необходимо оценить перспективы окупаемости проекта, чистый дисконтный доход, внутреннюю норму доходности и т. д.

- Институциональный анализ проекта. В этой части работы необходимо оценить вероятность реализации бизнес-плана, с учетом политических, юридических, организационных и административных факторов. Оцениваются трудовые ресурсы, организационная структура, качество менеджмента компании.

- Анализ рисков. Особенно внимательно стоит подходить к оценке финансовых рисков (вероятность невыполнения кредитных обязательств), производственных (невыполнение обязательств перед потребителями), политических и рыночных рисков. Кроме того, в части этой работы необходимо сформулировать список неопределенных рисков, к числу которых относят повышение стоимости товара или его цены, падение объема продаж и т. д.

Итогом проведения такого анализа должна стать комплексная оценка бизнес-плана. Она приводится в рамках оптимистического, стандартного и пессимистического сценариев развития ситуации. В условиях нехватки времени возможно проведение экспресс-оценки бизнес-плана. В таком случае аналитикам стоит обратить пристальное внимание на следующие параметры:

  1. Сверить даты реализации и рассмотрения бизнес-плана. Правильное их соотношение – важный показатель качества и актуальности документа.
  2. Оценить программные продукты, использованные для составления бизнес-плана. Также стоит проверить как, вручную или при помощи специального ПО, в проект вводились расчеты.
  3. Установить тип указанных в документе цен (с НДС или без него). Важно, чтобы все параметры плана были просчитаны в сопоставимых величинах. В идеале, все величины должны быть просчитаны и с учетом НДС, и без него.
  4. Оценить наличие связи между типологией цен и ставкой дисконтирования. При постоянных ценах предел нормы дисконтирования – не больше 40 %. При текущих ценах, обязательно нужно учитывать инфляцию.
  5. Проверить запланированный уровень кредитных ставок. Недопустимо, если они ниже текущей ставки ЦБ РФ.
  6. Оценить внутреннюю норму доходности, обозначенную в проекте. Она должна быть выше процента по кредиту, но не слишком завышена.
  7. Оценить и при необходимости скорректировать налоговый режим. Ставка налога на доход не должна быть выше 35 %.
  8. Оценить описание проекта. В качественном бизнес-плане должно быть дано общее описание рынка, с оценкой спроса и его структуры.
  9. Пересмотреть и оценить эффективность переменных, которые используются для анализа чувствительности проекта и анализа условий его безубыточности.
  10. Проверить параметры кредитных договоров, оценить их сроки и уровень процентных ставок.
  11. Оценить уровень бюджетной и общественной эффективности проекта.

Если хотя бы часть параметров при анализе вызывает вопросы или не соответствует плановым показателям, бизнес-план необходимо направить на доработку.

Узнать больше

Закажите бизнес-планирование у нас прямо сейчас!