Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования

Бизнес план юридической фирмы

Как и многие другие компании, юридическая фирма требует индивидуального бизнес-плана, которому ее создатели будут следовать и таким образом смогут избежать основных ошибок новичков.

Бизнес-план — всестороннее обоснование проекта по созданию фирмы, включающее определение целевой аудитории, маркетинговые мероприятия, финансовое планирование, расчет окупаемости вложений и чистой прибыли.

Здесь вы узнаете о ключевых моментах, которые стоит учесть при разработке бизнес-плана для ведения деятельности по предоставлению юридических услуг.

Решаем базовые вопросы:

  • Будет ли создано юридическое лицо (ИП, ООО, АО) или адвокатское образование (коллегия, бюро, кабинет адвоката или консультация).
  • Будут ли юристы предоставлять весь комплекс возможных услуг (практик) или выберут узкую специализацию.
  • Имеют ли юристы постоянных клиентов, способных в первое время обеспечить фирму заказами или в расходы нужно сразу заложить затраты на рекламу.
  • Имеется ли у учредителей достаточный юридический инструментарий (оргтехника, программное обеспечение и онлайн-сервисы, позволяющие оказывать услуги в форме аутсорсинга, доступ в интернет и т.п.) или в расходы нужно сразу заложить затраты на них.
  • Если создателей фирмы или адвокатского образования несколько — как распределятся расходы и доходы, полномочия и обязанности, голоса при принятии решений.

После того как ответы на вышеуказанные вопросы будут даны, можно более подробно определяться с затратами на создание фирмы, аренду помещений, оплату труда сотрудников (юристов, бухгалтеров, менеджеров и даже уборщиц), приобретение оргтехники и программного обеспечения, рекламу и прочее. И далее останется продумать пошаговую стратегию действий по открытию фирмы, оказанию услуг и получению доходов от осуществления профессиональной юридической деятельности.

Цены на разработку бизнес-планов юридической фирмы

Услуга

Цена

Разработка бизнес-плана юридической фирмы

от 18 000 руб.


Выбор организационной правовой формы

В целом выбор, как правило, зависит от того — кто является учредителями и сотрудниками регистрируемой организации — юристы или адвокаты. Если учредители не имеют адвокатского статуса, то адвокатское образование (кабинет, коллегию адвокатов, бюро или консультацию) они создать не имеют права и им остается только выбирать между такими формами, как ИП, ООО или АО.

Вопрос что выбрать — ИП, ООО или АО у специалистов с юридическим образованием обычно не вызывает сложностей, в этих нюансах, благодаря своим знаниям, они изначально разбираются хорошо. Хотя, чаще всего предприниматели, независимо от сферы деятельности, предпочитают регистрировать именно ООО.

Интереснее вопрос о выборе адвокатского образования. Здесь все не так однозначно. Коллегия и бюро — коллективные адвокатские образования, в них состоит как минимум два адвоката. Также здесь имеются свое руководство, бухгалтерия и все иные атрибуты организации.

Как правило, коллегию создают пара адвокатов, наработавших опыт, клиентскую базу и определенную репутацию, и решившие объединиться, дабы создать общую фирму с возможностью привлечения в штат дополнительных юристов и увеличения доходов. В адвокатском кабинете напротив — трудится только один адвокат, ведущий профессиональную деятельность индивидуально. В целом, коллегию и бюро можно сравнить с ООО, а адвокатский кабинет — с ИП.

Что касается отличия бюро от коллегии или консультации, то принципиальной разницы нет, состоит она на практике в основном в том, что коллегия или консультация привлекает в штат множество адвокатов, зачастую новичков, а бюро создается обычно наиболее опытными и дорожащими своей репутацией адвокатами на условиях партнерства.

Стоимость регистрации юр.лица или постановки на учет адвокатского образования, учитывая, что учредителями будут юристы, и они смогут самостоятельно подготовить все учредительные документы и заявление, может ограничиться лишь размером государственной пошлины, то есть — 4000 рублей.

Выбор своей профессиональной «ниши»

Юридические компании можно условно подразделить на «многостаночников» и «узких специалистов». Специалисты широкого профиля обычно оказывают все виды услуг в различных сферах права (гражданского, жилищного, уголовного, арбитражного, корпоративного, семейного и пр.), ориентируясь и на граждан, и на организации. Специалисты узкого профиля выбирают одно - два направления деятельности.

Если создается юридическая консультация, коллегия или бюро, то тут сфера деятельности может быть более размыта, так как них может работать несколько юристов, и каждый из них будет специалистом в узкой сфере.

Что выгоднее при создании юридической фирмы — узкий профиль или широкий? Единого ответа тут нет, но в целом можно сказать, что все зависит от места нахождения фирмы. В крупном городе большая конкуренция и потребности у людей обширны, поэтому имеет смысл выбрать свою нишу и «копать вглубь», рекламируясь — как высококлассный специалист своего дела. Если город небольшой, то ограничивать себя нет смысла, лучше всего специализироваться на всех видах права и всех видах юридических услуг, как для организаций, так и для физических лиц.

Почему очень важно выбрать профессиональное направление деятельности на этапе создания фирмы? От этого будет зависеть вся маркетинговая линия. Создателям юридической компании надо сразу решить, чем именно они будут привлекать клиентов и чем отличаться от конкурентов, и целенаправленно рекламировать данные преимущества.

Маркетинг юридических услуг

Если вы планируете заниматься юридической деятельностью долго и плотно, заняв устойчивое место на рынке услуг, нарабатывая солидную репутацию и получая серьезные доходы, то о маркетинге и позиционировании фирмы лучше задуматься еще перед ее созданием. Если о фирме никто заранее не узнает, то клиенты к юристам не придут и в первые месяцы все расходы на аренду помещений, оплату бухгалтерских и иных услуг, налоги и прочие обязательные мероприятия уйдут впустую.

В первую очередь нужно подумать о способе продвижения. Существует несколько вариантов: создание сайта и его оптимизация и продвижение в поисковиках; создание сайта и использование инструментов контекстной рекламы (размещения платных объявлений); размещение банеров с информацией о фирме на улицах города и в других общественных местах; реклама в СМИ и т.п. В идеале лучше эти способы комбинировать.

В любом случае в первую очередь понадобится:

1. Создать сайт юридической фирмы.

2. Разработать фирменный стиль организации.

3. Нанять специалиста по рекламе и продвижению юридических услуг.

На фирменный стиль обычно юристы обращают мало внимания, задумываясь о нем уже после становления и развития организации, когда есть деньги на «излишества». Тем не менее, задуматься об этом стоит гораздо раньше, т.к. визитки, буклеты, банеры, и сайт с фирменным узнаваемым логотипом и грамотно подобранными цветами благоприятно повлияют на клиентов и в перспективе сделают все вложения в рекламу более эффективными.

Стоимость создания юридического сайта в среднем составляет от 25 000 до 50 000 рублей, а цена его продвижения от 10 000 в месяц. Стоимость разработки фирменного стиля от 10 000 рублей. Цены, как правило, зависят от города проживания и профессионализма исполнителя.

Структура бизнес плана юридической фирмы

Структура бизнес-плана юридической организации мало отличается от любых других предприятий. Основные вопросы схожи для всех организация или специалистов.

В бизнес-плане нужно отразить:

  • Общие сведения о будущей юридической фирме: название предприятия, организационно-правовую форму или вид адвокатского образования, месторасположение организации, номера телефонов, виды деятельности, систему налогообложения.
  • Корпоративные вопросы: количество учредителей и размеры их долей в капитале фирмы; распределение обязанностей, прав, голосов и будущих доходов; назначение руководителя и бухгалтера фирмы, и т.п.
  • Ресурсное обеспечение: наличие оргтехники и программного обеспечения, собственного помещения, работников (которыми изначально могут быть учредители фирмы или создатели адвокатского образования).
  • Анализ положения дел в сфере юридических услуг соответствующего региона: изучение конкурентов и потребностей целевой аудитории. Здесь крайне важно определить насыщенность рынка услуг и понять, на какого потребителя выгоднее всего ориентироваться, и чем фирма может выделиться среди других юристов, надежно занимающих свои места.
  • Определение сезонности услуг. Как ни покажется странным, у юристов тоже может быть сезонность, например, возможен спад деловой активности у корпоративных клиентов в период праздников и отпусков.
  • Анализ первичных затрат на запуск дела: регистрацию фирмы, аренду помещения, рекламу услуг, найм работников, оплату налогов и взносов в фонды, и т.п.
  • Список и стоимость правовых услуг, которые планирует предлагать фирма: консультирование, разработка документации, представительство в суде, сопровождение сделок и т.п. Возможность оказания услуг в форме аутсорсинга, в виде абонентского обслуживания юр.лиц и пр.
  • Финансовые показатели: потребность в дополнительных инвестициях (например, получении кредита), срок окупаемости, индекс доходности.
  • Цель проекта.

Разумеется, в одной статье нельзя описать все особенности бизнес планирования при создании юридической фирмы, слишком много нюансов надо учесть и в первую очередь это — региональность. От региона зависит насыщенность рынка и одновременно потребности клиентов в правовых услугах, стоимость услуг юристов и одновременно — платежеспособность потенциальных доверителей, и многое другое.

Однако если продумать бизнес-план сразу при создании фирмы, учредители смогут изначально поставить свое дело на правильные рельсы и направить в нужную сторону, без метаний, проб и ошибок, которым подвержены многие новички в сфере юридических услуг.