Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования
Павел Лобанов
Коммерческий директор
E-mail: lobanov.pavel@nostgroup.ru
Тел.: доб. 502

БИЗНЕС-ПЛАН СТРОИТЕЛЬСТВА ЦЕМЕНТНОГО ЗАВОДА: КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ

NOST Group сталкивалась с исследованием вопросов, связанных с цементной индустрией, как в качестве эксперта по разработке бизнес-плана, так и миноритарного инвестора в проекты импортных поставок цемента в Россию. Во время исследований возникали вопросы строительства мощностей по производству цемента и большинство этих проектов не было реализовано на практике ввиду больших рисков и избыточного предложения со стороны мирового рынка.

Ресурсная база

В нескольких областях России есть необходимая ресурсная база для производства клинкера, который затем превращается в цемент, но если в случае с нефтью, достаточно источника для принятия решения о кредитовании строительства нефтеперерабатывающего завода, то в случае с цементной отраслью такого не происходит даже во время больших строек типа олимпийских. Есть варианты по расширению существующих мощностей, замены оборудования, но нового строительства нет.

Если касаться прямых рисков, то основной (даже при наличии сырьевой базы) это риск невозвратности вложенных инвестиций. Фактически при создании современного завода по производству цемента нужно вложить до 300 млн. долл. инвестиций и затратить не менее трех-четырех лет на такое строительство. Даже в высокий строительный сезон, даже при дешевом и доступном кредите и сырье, инвесторы не шли на такие расходы. Просто потому что, деньги вернуть нельзя, предприятий по производству цемента достаточно, а морозить целое состояние ради 2 млн. тонн цемента в год со средней ценой сбыта около 100 долл. за тонну мало кто согласится.

Конкуренция

Второй риск это предложение цемента со стороны конкурентов – Европа, Турция, Египет, Китай, Мексика – крупнейшие производители цемента в мире, которые влияют на цену, которая начинается от 60 долл. за метрическую тонну. Если даже взять калькулятор и грубо посчитать – ни один банк под карьер не даст такие деньги без крупных оборотов. Нового строительства нет не только в России, но в целом в мире, т.к. цемента достаточно даже при больших стройках как олимпиада, чемпионат мира по футболу или глобальное строительство в персидском заливе.

Если взять в пример большие компании на рынке, то они тоже не вводят новых мощностей из-за дороговизны. К тому же новые мощности снизят цену на внутреннем рынке цемента, которая нередко поддерживается искусственно, а в случае дефицита, просто происходит отмена ввозной пошлины на цемент, которая составляет порядка 5%.

Проекты по расширению существующих предприятий более реальны, но все это происходит в рамках одного холдинга. Цемент невозможно произвести с отгрузкой на склад, поскольку он теряет свои свойства через три месяца после производства. Это не алюминий или любой другой металл.

Себестоимость

Себестоимость цемента в России достаточно высока. Цементный завод требует большого количества электричества для своего энергоемкого производства, что понижает текущую доходность, не позволяющую выплатить кредит. Продажа готового предприятия, даже если в него вложили 300 млн. долл. почти неосуществима, т.к. его цена с учетом стройки, цены денег, карьера составит до 500 млн. долл., а за эти деньги можно купить компанию с меньшими рисками и с большим инвестиционным ростом, чем старый по сути бизнес по производству цемента. Хотя ранее, допустим это отмечалось во время подготовки олимпиады в Барселоне в 1992 г., в окрестностях города запускались новые мощности по производству цемента.

Инвесторам, как корпоративным, так и институциональным, есть куда вложить 300 млн. долл. и это точно будет не цементный завод. Таким образом, несмотря на все разговоры и приглашения некоторых региональных администраций, преференции, которые они предлагают, цементные заводы так и остаются неосуществленными проектами.