Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования

Бизнес-план стартапа

Бизнес-план стартапа

Исследования в области привлечения венчурных инвестиций в стартапы показывают, что успешными предпринимателями становятся те, кто уже на предварительном этапе рассматривает бизнес-план не как формальность, даже с учетом того, что, придумывая новый высокотехнологический продукт или интернет-сервис, может практически полностью отсутствовать маркетинговая информация, структура затрат определена лишь частично, а команда состоять из двух человек. Документ должен определять вектор развития стартап-проекта и в идеале являться его дорожной картой, а также на понятном для инвесторов языке представить проект в привлекательном виде.


Содержание

Ключевые разделы бизнес-плана стартапа

Основная сложность при написании бизнес-плана под стартап — отсутствиеинформации и большая степень неопределенности, особенно если вы находитесь на стадии отсутствия прототипа (pre-seed, seed). В этом случае, если внешние получатели документа (инвесторы, кредиторы, фонды и др.) увидят финансовые потоки, расписанные на 10 лет вперед, детальную организационную структуру с прописанными до четвертого уровня должностями и производственный план с загрузкой мощностей во всех подробностях, это вызовет как минимум недоумение, а по факту на ваш документ будет сразу навешен ярлык «цифры с потолка».

Необходимая степень детализации информации в бизнес-плане зависит от стадии стартап-проекта, на которой вы находитесь, поэтому первое, что вы должны сделать, — это определить, на каком этапе находитесь. Двигаясь вперед, будет появляться и уточняться до 90 % информации, поэтому главной ошибкой будет написание талмуда на 200 страниц с фантастическими цифрами. Никто это читать не будет.

Бизнес-план стартапа интернет-магазина
Для начинающих бизнесменов, стремящихся к успеху в еще не опробованной отрасли, очень важно иметь под рукой качественный, детально проработанный и структурированный план действий. Документ не только дает понимание объемов предстоящих расходов, но и помогает спланировать все этапы запуска бизнеса: от выбора помещения и техники до алгоритма исполнения заказов, рекламы и возврата инвестиций.

Предпосевные стадии стартапа

На данном этапе (от идеи к концепции) необходимо наибольшее внимание уделить следующим блокам: анализ рынка и маркетинговые исследования, идея проекта (базовая концепция), описание продукта/услуги, подход к формированию команды (организационный план). Взаимосвязанность и цельность указанной информации, а также подходы к поиску бизнес-модели являются необходимой и достаточной информацией, которая позволит ответить на основные вопросы этапа:

  • необходимость продукта/услуги;
  • целевой рынок;
  • возможность реализации;
  • используемые технологии;

Подробно расписывать другие разделы бизнес-плана стартапа, а также рисовать графики, стремящиеся в потолок, смысла не имеет.

Стадия прототипа

При наличии прототипа проект выходит на предзапуск. На данном этапе идея сформулирована в концепцию, базовые конкурентные свойства продукции/услуги определены, рынок подтвержден, а бизнес-план должен показать, что основное для запуска и последующего масштабирования проекта — денежные вливания. Подробнее о бизнес-модели стартапа на данной стадии читайте тут.

Производственный и финансовый планы должны быть расписаны на первые месяцы запуска проекта, а маркетинговый план показать, как продукт будет продаваться на первом этапе и по каким возможным схемам в последующих. Отметим, что различные схемы реализации являются несомненным плюсом, поскольку показывают гибкость и способность команды адаптироваться к изменяющимся условиям и рискам, которые изначально не закладывались в модель. Ключевые вопросы, на которые должны быть получены ответы:

  • возможность продажи;
  • подтверждение бизнес-модели;
  • возможность масштабирования;
  • базовая оценка рисков;

Маркетинговый план и каналы продаж

Является важной частью, поскольку показывает как, где и с помощью чего вы будете выходить и завоевывать рынок в выбранной нише. Убедительная концепция и продуманный план продаж позволят рассматривать проект как серьезный бизнес, а вас рекомендовать как решительного и нацеленного на результат предпринимателя. В маркетинговом плане стартапов необходимо указать:

  • целевую нишу (сектор рынка, в котором будет реализации продукции/услуги при успешном запуске стартапа);
  • описание потребителя (включая обоснование спроса, а также ключевые преимущества продукции по сравнению с конкурентами);
  • каналы сбыта;

Как избежать хождения по кругу привлечения финансирования в стартап

Существует ряд опасных и типичных ловушек для начинающих свой бизнес предпринимателей, которые замыкаются в круг посещения различных семинаров, ненужных конференций и офисов фондов, которые просто аккумулируют ваши идеи, а потом перепродают.

Фонды с чрезмерно жесткими критериями к финансовым показателям стартапа

В России достаточно фондов, декларирующих наличие инвестиционных средств для финансирования стартапов, в которых основным критерием для финансирования является наличие готового проекта с выручкой (!), доходящей до 1 млн долл. в год. Фактически требования к стартапам у таких «фондов», портфель проектов которых вы даже не видели, не уступают требованиям банков, но при этом, называя вас «инициатором проекта», «начинающим предпринимателем» и «владельцем идеи», требования будут как к давно работающим бизнесам, а реальных сроков выделения финансирования вам никто никогда не назовет.

Фонды-агрегаторы стартап-идей

Следует отметить, что особенностью российской инфраструктуры финансирования стартапов является наличие псевдофондов, которые по факту не имеют ресурсов для финансирования проектов, но декларируют обратное. Данные псевдофонды и «инвесторы», которые в действительности ни в какие проекты не инвестируют, занимаются отсевом идей и проектов с параметрами, подходящими для банков, с дальнейшей перепродажей вашей идеи госфондам или корпорациям.

Подробнее о стадиях финансирования стартапа читайте в статье: Стадии принятия решения о финансировании в стартап.

Зависимые фонды

Существуют также «фонды», которые имеют определенные средства, но в рамках этих фондов произошла некая внутренняя диффузия, - они сотрудничают друг с другом, входят в наблюдательные советы друг у друга, проводят семинары, форумы инноваций, что-то показывают начальству и прессе, а на самом деле давно работают сами на себя, получая госсредства и создавая видимость того, что кто-то занимается инновациями. За редким исключением может что-то проскочить, но очень за редким, а ожидать финансирование вашего стартапа вы можете ни один год, обстучав все двери и переписав десяток бизнес-планов под различные требования.

Заказать разработку бизнес плана

+7 (495) 220-47-48, info@nostgroup.ru

Сделать заказ


Поля, отмеченные * обязательны для заполнения

Наши преимущества

Наши специалисты строго соблюдают сроки

Разрабатываем бизнес-планы с учетом требований крупнейших банков

Наличие персонального менеджера

Наличие гарантийного срока