Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования

Разработка бизнес-плана самостоятельно

Любое дело должно начинаться с тщательного планирования. Коммерческий проект не исключение. Для его запуска нужен бизнес-план – пошаговый алгоритм работы, содержащий аналитику, расчеты, выкладки.

Если предприниматель-новичок уверен в своей идее и знает, как нужно ее реализовывать, он может разработать бизнес-план самостоятельно. Ему помогут в этом подсказки и советы экспертов NOST Group.

Прежде, чем приступать к написанию бизнес-плана, нужно четко определить, какую цель преследует предприниматель. Для этого нужно действовать в три шага:

  1. Определить начальное положение (с чего начинается процесс).
  2. Чего (какого результата) хочет добиться предприниматель?
  3. При какой последовательности действий можно из начального положения прийти к цели?

Для анализа стартовых позиций и определения набора необходимых действий часто используют SWOT-анализ. В переводе с английского, аббревиатура в названии анализа расшифровывается как «Сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы». Метод применяется для оценки факторов, которые воздействуют на проект, и помогает «увидеть» действительное положение дел. Поэтому перед написанием пошагового бизнес-плана нужно проработать каждый из перечисленных показателей. Сильные стороны учесть, как преимущества идеи, слабые — тщательно изучить для последующего устранения. Для определения возможностей и угроз нужна оценка внешней среды — отрасли, рынка. Результаты SWOT-анализа могут стать основой бизнес-плана. Еще один вид анализируемых в таком документе данных — ресурсы проекта. К ним относят финансовые возможности, персонал, идеи, время. Все они важны и помогают заранее оценить перспективы идеи.

Самостоятельная разработка бизнес-плана: оформление и структура

Этот документ открывает титульный лист, на котором обязательно должны быть указаны название нового предприятия, направление его деятельности, организационно-правовая форма, данные о местоположении и учредителях. Также в структуру бизнес-плана обязательно входят разделы:

  1. Резюме.

Этот раздел при самостоятельном составлении бизнес-плана нужно писать последним. Он кратко характеризует содержание всего документа и дает представление о проекте, его сильных и слабых сторонах, финансовых перспективах и потребностях. Резюме дает понять, какие выгоды может получить инвестор, вложивший деньги в реализацию бизнес-плана и какие существуют риски?

  1. Цели проекта.

В этом разделе можно поместить результаты проведенного ранее SWOT-анализа. Здесь автор проекта должен указать его цель, задачи, стоящие перед бизнесом, возможные проблемы и меры по их устранению.

  1. Оценка рынка и конкурентной среды.

При самостоятельном составлении бизнес-плана автор должен тщательно изучить текущую ситуацию в отрасли и в полной мере отобразить ее в документе. Стоит составить портрет потенциального покупателя, описать его потребности, составить список конкурентов (с их слабыми и сильными сторонами), а также провести анализ рынка и его емкости.

  1. Оценка возможностей и перспектив проекта в существующей отрасли.

В этом разделе бизнес-плана нужно описать особенности работы будущей организации: режим, сезонность, виды производства, факторы, влияющие на его рост, организационную форму, налоговый режим.

  1. Описание товара или услуги.

При составлении этого раздела автору бизнес-плана предстоит:

  • описать товар или услугу, по возможности изготовить образцы или их изображения;
  • сопоставить информацию о товаре или услуге с известными данными о потенциальных потребителях;
  • сравнить товар или услугу с конкурентной продукцией, описать преимущества и недостатки, определить степень конкурентоспособности;
  • описать планируемый процесс поставки или предоставления услуги;
  • составить список документов, которые потребуется оформить для запуска бизнеса.
  1. Маркетинговый план.

При самостоятельном составлении бизнес-плана именно этот раздел часто вызывает затруднения. Здесь нужно подобрать и описать инструменты, которые новое предприятие будет использовать для продвижения своего товара или услуги. Это разные виды рекламы, мерчендайзинг, мероприятия по стимулированию сбыта и т. д. Для составления эффективного маркетингового плана предстоит изучить спрос в своем рыночном сегменте, проанализировать потребительские реакции и типы рекламной активности конкурентов. Также в этой части бизнес-плана уместно прогнозирование объемов продаж на ближайшее будущее.

  1. Производственный план.

Этот пункт обязателен только для проектов, цель которых производство продукта. В рамках этой части бизнес-плана нужно определить перечень имеющихся мощностей (земля, помещения, транспорт, техника и оборудование), составить список того, что нужно еще приобрести для запуска производства, отметить, где и по каким ценам будет происходить закупка сырья и расходных материалов, сформировать штатное расписание и определить потребность в персонале.

  1. Организационный план.

Для составляющего документ самостоятельно этот раздел очень важен. Именно этот пункт бизнес-плана помогает продумать и сформулировать четкую последовательность действий, необходимых для организации бизнеса на практике. Очень важно описывать этот процесс поэтапно, отмечая, сколько времени потребуется на реализацию каждого пункта.

  1. Финансовый план.

Этот раздел служит для автора бизнес-плана детальной сметой. При его составлении нужно запланировать все затраты (единовременные и периодические), связанные с запуском и ведением бизнеса. После учета всех затрат на начальный период, если известна себестоимость товара или услуги, можно рассчитать точку безубыточности проекта и срок его окупаемости.

  1. Оценка рисков.

Этот раздел помогает ответить на вопрос: что делать, если что-то пойдет не так? При его составлении стоит продумать все вероятные проблемные ситуации, а главное пути их решения и варианты минимизации возможных потерь.

Самостоятельная разработка бизнес-плана – задача непростая. Приложив усилия и затратив достаточно времени, инициатор проекта может поэтапно спланировать все свои действия по запуску предприятия. Но возможны ошибки, каждая из которых может стать причиной неправильной оценки рисков и перспектив, а в итоге – провала всего проекта. Поэтому, приступая к такой серьезной работе, нужно тщательно оценить свои силы и предусмотреть возможность обращения за профессиональной помощью.

Наши преимущества

Наши специалисты строго соблюдают сроки

Разрабатываем бизнес-планы с учетом требований крупнейших банков

Наличие персонального менеджера

Наличие гарантийного срока