Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования

Пошаговая разработка бизнес-плана

Этот документ нужен для запуска коммерческого проекта, для развития уже существующего предприятия, для привлечения инвестиций и кредитных средств. Бизнес-план – это своего рода «дорожная карта», которая содержит подсказки, расчеты, рекомендации, нужные для запуска коммерческого проекта.

Качество этого документа – важное условие успеха предприятия, поэтому к составлению бизнес-плана нужно подходить ответственно и внимательно. На стадии подготовки нужно четко определить, с какой целью и для кого конкретно составляется документ? От этого зависит набор расчетов и выкладок, которые войдут в бизнес-план, а также его структура и содержание.

Целевой аудиторией могут быть:

  • Потенциальные инвесторы проекта или представители кредитных организаций. При составлении бизнес-плана в этом случае нужно сделать упор на подтверждение состоятельности и рентабельности проекта. Основная задача: показать, что полученные в долг средства будут использованы с умом и возвращены вовремя. Все данные нужно подтверждать, к фактам давать пояснения и как можно больше конкретики, при этом стоит показать будущий проект с максимально выгодной стороны. Кроме того, стоит обратить внимание на презентацию такого проекта. Мнение инвесторов и степень их благосклонности зависят от наличия иллюстраций, графиков, численных данных.
  • Сам предприниматель. Когда бизнес-план составляется «для себя», в нем очень важно описать последовательность действий, необходимых для реализации идеи коммерческого проекта с максимальной эффективностью. А значит, указать, какие ресурсы есть у инициатора проекта, какую цель он перед собой ставит и как планирует ее добиваться. Важная часть такого документа – описание и проработка рисков. В бизнес-плане «для себя» нужно стремиться к максимальной честности и не приукрашивать действительность.

Пошаговая разработка бизнес-плана: структура документа

Определившись с аудиторией и целями, для достижения которых составляется документ, можно приступать к его созданию. Информацию о будущем проекте нужно изложить в рамках следующих пунктов:

  1. Резюме проекта.

Эту часть многие недооценивают, хотя эксперты отмечают ее в числе важнейших разделов бизнес-плана. По сжатому описанию сути проекта составляют свое мнение инвесторы и кредиторы. Этот раздел размещается в начале бизнес-плана, но приступать к его написанию нужно, когда готовы остальные. Цифры и данные, которые будут в этой части документа, должны быть емкими и убедительными.

  1. Цели проекта.

При составлении этой части бизнес-плана нужно описать, чего хочет достичь инициатор проекта: создать продукт или услугу, при помощи технологического процесса. Также можно подчеркнуть выгоды, которые проект принесет конечным потребителям, и описать уникальность идеи. Если есть план развития бизнеса в долгосрочной перспективе, его также стоит обрисовать в общих чертах.

  1. Анализ отрасли и конкурентной среды.

Будет ли приносить доход пятый суши-бар на одной улице? Скорее всего, не будет. Чтобы не тратить силы, время и средства на реализацию таких заведомо провальных идей, при составлении бизнес-плана нужно сразу анализировать выбранную отрасль и изучать конкурентов, если они уже есть на рынке. Кроме того, важно понимать, что пользуется спросом, как влияет на рынок общеэкономическое положение, какие тенденции и перспективы у него есть? На этом фоне становится понятно, насколько конкретная идея будет востребована у целевой аудитории.

  1. Возможности нового предприятия в рамках отрасли.

Это важный пункт, который показывает, каким видит будущее проекта инициатор, а также какие сценарии развития есть у предприятия. Здесь стоит описать детали функционирования проекта: выбраню организационно-правовую форму, экономические показатели, данные о руководителях, виде деятельности и его особенностях.

  1. Информация о товаре или услуге.

В этом разделе нужно выгодно (но правдиво) представить продукт: дать портрет потребителя, описание и фото продукции или развернутую информацию об услуге, перечислить конкретные технические характеристики и параметры. Авторские права, патенты, сертификаты или необходимость получения лицензии также нужно отметить.

  1. Маркетинговый план.

В этой части документа описывается стратегия продвижения товара или услуги на рынке. Для начала нужно представить портрет потенциального потребителя, рассчитать объем потребления продукта, варианты воздействия на спрос и способы борьбы с конкуренцией. Дальше можно перейти к описанию конкретной рекламной кампании, способов повышения сбыта, планов по привлечению новых потребителей и т. д.

  1. Производственный план.

В этом разделе должны быть подробно описаны этапы изготовления товара или оказания услуги, с разъяснением деталей технологического процесса. В эту часть бизнес-плана нужно включить информацию об активах: земельных участках, строениях, машинах и технологическом оборудовании, персонале и его квалификации. Кроме того, в производственном плане стоит описать методы наращивания объемов производства. Лучше в деталях продемонстрировать цепочку создания продукта, описать преимущества партнеров и поставщиков, обосновать затраты на сырье и комплектующие.

  1. Организационный план.

В этой части описываются действующие законы, и нормативные акты, регулирующие выбранный вид деятельности, а также дан график производства с четкими сроками.

  1. Финансовый план.

Еще одна важная часть бизнес-плана. Этот раздел посвящают планированию расходов и доходов проекта как минимум на год, описанию источников финансирования, сведению приблизительного баланса на первый год работы. Также нужно указать условия, при которых обеспечивается безубыточность проекта и возможные инвестиционные направления развития.

  1. Анализ рисков.

В этом разделе документа нужно проанализировать угрозы для успешной работы бизнеса и составить план действий для трех сценариев развития событий: оптимистичного, нейтрального и пессимистичного. Чем лучше будут проработаны риски, тем больше вероятность коммерческого успеха.

Численные данные, расчеты и выкладки, аналитические подборки можно включить в приложения к бизнес-плану. Они составляются параллельно с работой над основным документом и важны для представления бизнес-плана инвесторам.

Наши преимущества

Наши специалисты строго соблюдают сроки

Разрабатываем бизнес-планы с учетом требований крупнейших банков

Наличие персонального менеджера

Наличие гарантийного срока