Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования
Павел Лобанов
Коммерческий директор
E-mail: lobanov.pavel@nostgroup.ru
Тел.: доб. 502

Бизнес-план нефтеперерабатывающего завода (НПЗ)

Бизнес нефтепереработки остается интересным и рентабельным. Устойчивость вызвана постоянным спросом на нефтепродукты, а также низкой степенью переработки, без большого повышения октанового числа. Есть сектора, которые потребляют топочный мазут (судна в небольших портах, котельные в городах), печное топливо, и солярку (дизельное топливо), востребованное сельским хозяйством. Если вы имеете устойчивый источник нефти от независимого производителя и доступ к железной дороге, позволяющей доставить этот ресурс до места переработки, то вы сможете предложить рынку хорошие цены и иметь постоянного покупателя.

 

Содержание

Инвестиции: финансовый раздел бизнес-плана

Чтобы понять стоит ли вам заняться нефтеперерабатывающим бизнесом, нужно понять формулу по которой он финансируется, а формула эта такова: наличие нефти, логистика до места (труба или железная дорога) и сбыт. Если эти три составляющие сошлись в одной точке, то инвесторы принимают положительное решение о строительстве нефтеперегонного завода.

Инвестиции в нефтепереработку возвращаются в течение трех лет после начала инвестирования, включая полуторагодовой инвестиционный период планирования, изысканий и строительства. Визуально схему принятия решения об инвестировании в данный проект для банков и инвесторов можно представить так, как показано на рисунке. Если все три части сходятся вокруг точки под название НПЗ, то принимается решение об инвестировании и строительстве. 

Мини нефтеперерабатывающие заводы

Большинство НПЗ малой переработки находится в районах, где большим нефтяным компаниям невыгодно работать из-за объемов, но это не снижает потребительского спроса. Нефтепродукты нужны всегда и везде. Доходность малого НПЗ составляет порядка 50-60% годовых, т.е. при рассчитанных объемах, инвестиции возвращаются через три года, с учетом инвестиционного периода в один год и двух лет строительства.

Малый нефтеперегонный завод не только производит топливо: мазут, печное топливо, дизтопливо, бензины, но и может оказывать сервисные услуги нефтедобытчикам, не имеющим собственных мощностей для перегонки, но качающих 2-5 тыс. тонн нефти в месяц. Тогда бизнес становится не акцизным в связи с производством на давальческом сырье. В России еще достаточно много таких мелких нефтедобытчиков, работающих нередко на старых месторождениях.

 

Совмещение нефтепереработки и нефтедобычи

Если вы строите НПЗ, то наш опыт показывает невыгодность совмещения данного бизнеса с нефтедобычей и со сбытовым бизнесом – автозаправочными комплексами. Это не дает дополнительного дохода, но сделает нефтеперерабатывающий бизнес менее устойчивым и зависимым от дополнительного регулирования. Ваша формула успеха это найти старую нефтебазу, восстановить до нее пути сообщения (железную дорогу), найти независимых нефтедобытчиков (или покупать небольшие объемы на конкурсах нефтяных компаний, но там обычно крупные лоты), заключить договора на сбыт. Отгрузка готовой продукции  происходит посредством самовывоза по 100% предоплате. Маркетинговая стратегия будет исходить из спецификации вашего завода.

Как показывает опыт, чтобы минимизировать риски экологических требований, которые могут привести к закрытию предприятия, инвестиции в которое начинают от 15 млн. долл., лучше всего строить его на основе старой нефтебазы. Помимо наличия железной дороги для подвоза нефтепродуктов на базу и ряда старых эстакад, база обладает также мощностями по хранению готовых нефтепродуктов.

Источник нефти: план логистики

Источник нефти ключевой и один из наиболее сложных частей во всем плане строительства и последующей эксплуатации НПЗ. Есть два варианта доставки нефти на место будущего строительства предприятия:

  • железнодорожный транспорт;
  •  
  • трубопроводный транспорт.

Доставка нефти трубопроводным транспортом

Существуют проекты, где доставка нефти осуществляется трубопроводным транспортом по системе Транснефти. Однако можно столкнуться с ситуацией, когда все законтрактовано и объемов нет. Такие проекты начинаются от 1 млн. тонн в год, получить объемы и согласования почтиневозможно. Обычно, чтобы получить эти согласования, нужно обращаться не в Транснефть за подключением к системе магистральных нефтепроводов, а в нефтедобывающую компанию.

Доставка нефти железно-дорожным транспортом

Использование ж/д транспорта является одной из наиболее достижимой схемой в российской нефтепереработке, даже если для этого потребуется построить дополнительную ветку железной дороги до вашего объекта. Тем не менее, лучше избегать дополнительных инвестиций в транспортную логистику и основывать свой завод на месте, которое уже имеет железнодорожную ветку.

Доставка железнодорожным транспортом имеет очевидные ограничения. Следует учитывать, что одна цистерна это 50-60 тонн нефти, а состав – это до 50 вагонов такого типа. Таким образом, за один раз вы сможете доставить порядка 2,5-3,0 тыс. тонн нефти для переработки. Максимум такой НПЗ производит в месяц до 50 тыс. тонн топлива, соответственно в год – около 500-600 тыс. тонн. Это реально доставить только при правильно выстроенной и продуманной логистике от месторождений до НПЗ. Остается вопрос: кто продаст вам такие объемы?

Рассчитывайте бизнес-план НПЗ только исходя из реальных объемов нефти, которая может быть доставлена в определенную точку.

Проект нефтеперерабатывающего завода

Когда вы определились с объемами нефти и поставщиками, с которыми нужно подписать протоколы о намерениях реализации согласованных объемов, нужно подготовить проект НПЗ, включающий бизнес-план и ТЭО. Проект будет исходить из тех объемов, которые вы сможете доставить на точку строительства. Если проект ТЭО НПЗ будет создан известной компанией в области нефтепереработки, например, одним из подразделений компании «Шелл», это положительно повлияет на банки и инвесторов, даже если у вас не хватает достаточных оборотов у компании-инициатора проекта.

 

Нередко проекты НПЗ реализуются на бывших территориях нефтяных баз, поскольку, во-первых там меньше требования по экологическим основаниям (уже все загрязнено), во-вторых, к ним уже есть железнодорожная ветка, и в-третьих, к ним привыкли доставлять сырую нефть с месторождений. Наличие нефтяной базы, пусть и неработающей, но реально существующей положительно влияет на принятие инвестиционного решения о финансировании проекта.

Маркетинговый план и сбыт

Одна из самых простых частей вашего проекта НПЗ. Поскольку вы стартуете с нефтебазы, это значит, что ее знают местные сбытовые подразделения. Не обязательно это могут быть бензоколонки, которые постоянно нуждаются в хорошем топливе, а по причине малых объемов не могут получить его у больших производителей из-за отсутствия емкостей и малой оборачиваемости, а также отсутствия нормального краткосрочного финансирования. Это могут быть договора (или предварительные договора) с муниципалитетами на поставку топочного мазута М-100 как топлива для котельных. Другими клиентами могут быть нефтебазы, которые еще не стали НПЗ – они могут брать оптовыми партиями.

Заказать разработку бизнес плана

+7 (495) 220 47 48