Бизнес-планы, маркетинговые исследования, технико-экономические обоснования
Павел Лобанов
Коммерческий директор
E-mail: lobanov.pavel@nostgroup.ru
Тел.: доб. 502

Разработка бизнес-моделей

 

Все игроки рынка стремятся к тому, чтобы занять надежную нишу и получить прочные конкурентные преимущества. Появление конкурентов, «играющих по новым правилам», использующих новые стратегии и технологии, серьезно осложняет этот процесс. NOST Group предлагает помощь в разработке мер защиты, которые помогут создать устойчивую бизнес-модель.

 

Допустим, клиент столкнулся с одной из нижеперечисленных проблем или даже их совокупностью:

 

Решением в большинстве случаев должна стать разработка новой, более эффективной бизнес-модели. Что это такое? Это концептуальное, графическое или текстовое представление того, как должны быть организованы все главные механизмы функционирования предприятия. Задача любой бизнес-модели – определить и понятно описать, каким образом организация выявляет, создает и доносит до потребителя ценность (товар, услугу). Разработка модели – один из важнейших аспектов составления и корректировки бизнес-стратегии.

Существуют так называемые фундаментальные бизнес-модели – всем знакомые, давно изученные и широко применяемые в различных сферах бизнеса. Среди них можно выделить несколько наиболее известных:

  1. Производитель

    Предполагает создание товара, услуги или нематериального продукта (например, музыки). После создания продукт продается напрямую клиенту или дистрибьютору. Основные проблемы: необходимость выбрать для производства востребованный продукт и найти канал сбыта и доставки.

    Бизнес-модель «производитель» имеет три варианта реализации:

    • прямая продажа потребителю (через сайт или фирменные магазины);
    • продажа оптовикам или дистрибьюторам;
    • передача исключительных прав на торговлю дистрибьюторам.
  2. Дистрибьютор товаров и услуг

    Работа в данном случае заключается в налаживании связей между производителем товара и его потребителем. Дистрибьюторы работают с большим числом товаров разных производителей, делая ставку на массовость и продуманную логистику. Основная проблема: высокая конкуренция. Модель имеет множество вариантов реализации.

  3. Франчайзинг

    Предполагает лицензирование успешной модели и фирменного бренда. Далее моделью за определенную фиксированную плату (роялти) могут воспользоваться все желающие. Благодаря низким рискам, узнаваемости бренда и большим объемам реализации уже на старте такой вариант пользуется популярностью.

    Основная проблема: полное отсутствие автономности.

  4. «Бритва и лезвие»

    Модель основана на идее продажи двух взаимосвязанных товаров. При этом один, основной, должен продаваться по невысокой (даже заниженной) цене, а другой, дополнительный, – дорого. Оптимальный пример: недорогие бритвы и дорогие сменные картриджи к ним.

  5. Брокерская модель

    Этот вид бизнеса предполагает оказание услуг связи между покупателями и продавцами и получение прибыли в виде процента от продаж. Модель работает хорошо и прибыльно только при наличии достаточного количества покупателей и продавцов в сфере (жилье, электронные аукционы, финансовые товары).

Существует еще много действенных и востребованных бизнес-моделей, но растущий уровень конкуренции и усложнение условий ведения бизнеса требуют придумывать и внедрять что-то новое. Инновационная бизнес-модель должна быть яркой и интересной, а главное – работать сразу в семи важных направлениях:

  1. Учитывать новые источники прибыли и предпочтения клиентов.
  2. Работать с новыми товарами и услугами.
  3. Учитывать новые сегменты клиентов.
  4. Понимать новые ценности (источники дифференциации).
  5. Включать новые системы производства, методы предложения услуг клиентам.
  6. Иметь новую организационную структуру.
  7. Располагать новыми механизмами выхода на рынки – распространения товара или услуги.
 

Главный секрет успешной инновационной бизнес-модели состоит в том, что она должна быть открытием не только для конкретной компании, но и для сегмента рынка в целом. Это не обязательно должен быть товар или услуга, которых раньше не было. Скорее, ставку следует сделать на принципиально новые способы предложения и работы с целевой аудиторией.

Именно разработка и внедрение инновационных моделей помогают успешно бороться с самыми крупными игроками конкурентной среды, сбивать их с толку, не позволяя оперативно реагировать на изменение расстановки сил в сегменте. Инновации, внедряемые в привычные сферы, способны серьезно подорвать деятельность сильнейших игроков рынка и заставить их надолго уступить лидерские позиции.